Доброе слово блучше милостыни, за которой следует обидный попрек

В социальной практике мусульман пожертвования играют важную роль. Многие стараются «сохранить» свое мирское имущество для вечной жизни (в виде совершенных благодеяний), поделившись им с нуждающимися. Другими словами, верующие рассматривают милостыню как инвестиции в вечную жизнь.

Однако Всевышний ради вечного благополучия не требует той самоотверженности, о которой часто говорят в преданиях и историях о праведниках. Что об этом говорит Коран?

В суре «аль Бакара» сказано следующее (смысл): «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, быть может, вы поразмыслите» (аят 219).

В толкование к аяту сказано: «Правоверные спрашивали о том, сколько они должны раздавать в качестве пожертвований. Аллах облегчил их обязанности и повелел раздавать в качестве пожертвований излишек, то есть часть имущества, которая превышает их нужды. Ее размеры зависят от материального благосостояния человека, поскольку все люди – богачи, бедняки и люди среднего достатка – могут найти возможность для пожертвования, даже если то – всего лишь половина финика.

Именно поэтому Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, было велено брать в качестве пожертвований излишек и не обременять мусульман непосильными налогами.

Аллах ниспослал нам предписания не потому, что Он нуждается в нашем имуществе или желает, чтобы мы выполняли непосильные обязанности. Аллах ниспослал нам предписания, которые делают нас счастливыми, облегчают нашу земную жизнь и приносят пользу нам и нашим братьям, и за это Аллах заслуживает самой совершенной похвалы. После подобного убедительного разъяснения таинств мусульманского шариата Всевышний Аллах сказал, что так Он разъясняет людям Свои знамения, свидетельствующие об истине и позволяющие приобрести полезные знания, научиться отличать добро от зла.

Аллах разъясняет людям Свои знамения для того, чтобы они задумались над таинствами Его шариата и поняли, что выполнение Божьих законов – это залог благополучия при жизни на земле и после смерти, чтобы они задумались над скоротечностью мирской жизни, недолговечностью земного мира и вечностью Последней жизни, которая является обителью воздаяния и благоустраивать которую люди обязаны на земле»

Если человек жертвует так, что сам потом остается в нужде, это может побуждать его к упрекам и недовольству, а также к ожиданию благодарности и расплаты добром. Тогда милостыня становится причиной конфликтов и раздоров между людьми.

В Коране сказано (смысл): «Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек» (сура «аль Бакара», аят 263).

Как правило, упреков или ожиданий можно избежать только тогда, когда для человека милостыня – скорее добровольное и приносящее радость и удовольствие действие, а не жертва. Но значит ли это, что от них нужно отказаться насовсем?

В суре «аль Исра» в 29-ом аяте сказано (смысл): «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным».

Коран призывает к золотой середине – избегать как скупости, так и расточительства. В толковании к аяту сказано: «Предписание раздавать пожертвования родственникам относится к тем, кто достаточно богат для того, чтобы делать пожертвования. Если же человек беден или временно испытывает материальные трудности, то Всевышний Аллах повелел ему отказывать в милостыни самым прекрасным образом».

Красивый отказ и доброе слово лучше помощи или милостыни, по причине которых потом обижают того, кому помогли.

Толкователи говорят: «О, раб Аллаха! Если ты отказываешь людям в пожертвовании и предлагаешь им обратиться к тебе в другой раз в надежде, что к тому времени Аллах поправит твое материальное благосостояние, то будь добр к тем, кто обратился к тебе за помощью. Обещай им оказать помощь, когда у тебя появится такая возможность, и извинись перед ними за то, что ты лишен такой возможности в настоящее время».

Милостыня – одно из самых красивых и приятных дел. Милостыней является не только финансовая помощь, но также и поддержка добрым словом, соучастие в благом деле.

Таким образом, можно сделать три основных вывода относительно милостыни в Исламе:

  1. Милостыня к другим начинается с милостыни к себе.
  2. Жертвовать надо из излишка (достатка).
  3. Нельзя упрекать за оказанную милостыню и требовать воздаяния от людей за то, что сделано ради Аллаха.

Ася Гагиева

Похожие статьи

Новости КЦМСК