Этапы становления личности исламского неофита

Неофит (с др.-греч. «недавно насажденный») — новый приверженец (новообращенный) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле.

Среди «новичков» в исламе и бывшие буддисты, и бывшие атеисты, а также немало тех самых «этнических мусульман», которые хоть и родились, и выросли в окружении таких же «этнических мусульман», но к пониманию истинных исламских ценностей и основ вероучения пришли только сейчас.

Нужно понимать, что рассмотрение пути развития неофита во многом зависит от исходного уровня его религиозности. Причем «исходный уровень» может быть очень разным, так как зависит от следующих факторов: этническая принадлежность неофита, семейные традиции, регион проживания, общий уровень образования, личностные особенности.

Соответственно, уровень исходных знаний об исламе в каждом регионе свой. Более того, существенно отличается как «фоновое отношение» к исламу большинства местных жителей и, соответственно, родственников возможного неофита, так и их реакция на известие о принятии им ислама. При этом выраженная негативная реакция ближайшего окружения исламского неофита может служить одним из факторов, приводящих его к радикализации.

Итак,

1. Этап первичного познания Бога, понимания Его Единственности и Абсолютного Совершенства Его Качеств. Встречается в случаях, когда люди приходят в ислам с позиций атеизма. Много времени посвящено изучению и сопоставлению различных религиозных и философских учений, длительным размышлениям о сущности мироздания и смысле человеческой жизни. Как правило, верующие, прошедшие этот этап, отличаются глубокой убежденностью и устойчивостью в религии, но при этом могут не идентифицировать себя с мусульманами. Поэтому, не всегда находясь на этом этапе, человек приходит в ислам. Часто бывают случаи, когда люди могут оставаться в этом состоянии всю жизнь либо выбрать другую религию. Что касается «этнических» мусульман, то они, рождённые в исламской среде, в основе своей верующие в Аллаха. Однако не все из них изначально убеждены в обязанности и необходимости совершения регулярного поклонения.

2. Этап целенаправленного знакомства с исламской религией, принятия ислама, начала совершения индивидуального религиозного поклонения. На этом этапе главным является то, что человек окончательно утверждается в выборе ислама как своей религии. При этом уверовавший принимает как руководство не только духовно-нравственные принципы ислама, но и начинает практиковать исламские основные положения в своей жизни. В первую очередь это выражается в совершении обязательных актов индивидуального поклонения (пост, молитва) и посещения групповых молитв в мечетях. Поскольку человек на данном этапе стремится узнать, как можно больше о выбранной религии то он начинает посещать религиозные занятия или мероприятия. Это характерно для верующих, принявших ислам самостоятельно. Важным моментом является доступ к правильным и достоверным знаниям, отсутствие которых является риском попадания в псевдорелигиозные группировки.

Следует отметить, что далеко не всегда неофиты являются «мягкой игрушкой» или «свежей глиной». Имея достаточный уровень интеллекта, жизненный опыт, образование и свободный доступ к религиозному образованию, человек может быстро сориентироваться и встать на правильный путь.

Представители же псевдорелигиозных групп сознательно ограничивают доступ к исламским знаниям членам группы, запрещают посещать мечети, чтобы не потерять своих адептов. Поэтому большую профилактическую роль на этом этапе могут сыграть имамы мечетей, если, видя неофитов среди своих прихожан, начнут привлекать их к образовательной и общественно полезной деятельности. По длительности данный этап может занимать месяцы или годы в зависимости от доступности исламского образования и способностей неофита к обучению.

3. Этап эйфории. Данный этап тесно связан с предыдущем и является его «чувственной кульминацией». Обычно возникает с началом регулярного индивидуального религиозного поклонения, то есть совершения пятикратной молитвы. С точки зрения ислама, его возникновение объясняется хадисом о том, что при совершении первого земного поклона искренне уверовавшему прощаются все его грехи. Вероятно, именно состояние душевной чистоты ощущается верующим как очень приятное и благостное. В этом состоянии уверовавшие часто стремятся делать подарки близким и окружающим, совершать пожертвования в мечеть, рассказывать всем о своей религии, призывать всех к исламу и т.д. По времени этап длится обычно не больше месяца, когда неофит уязвим для манипуляторов, махинаторов и сектантов. Уберечь человека от ошибок и неприятностей лучше всего могут его родители, родственники и самые близкие люди при условии. Люди, не понимающие ислам, не всегда способны понять мысли и действия неофита, поэтому часто происходит разрыв родственных связей. Профилактикой различных «резких движений» неофита в этот период является наличие хорошей религиозной общины с опытным имамом во главе, способным сбалансировать психологическое и эмоциональное поведение неофита. А также наличие крепкой эмоциональной связи с семьей, которая, даже будучи недовольной выбором, пытается понять и освоиться с произошедшим.

4. Этап знакомства с официальными исламскими структурами и другими мусульманами, не входящими в первичный круг общения. Этап наиболее ярко выражен в регионах, где имеется достаточное количество мечетей и других исламских религиозных организаций. Со временем наступает такой момент, когда неофит начинает взаимодействовать с официальными религиозными структурами. Практика показывает, что чем раньше это происходит, тем легче неофиту стать частью большей группы единоверцев. В ситуации, когда неофит долгое время получал религиозные знания из неофициальных источников, встраивание в структуру «официального» ислама зачастую происходит с трудом, поскольку человек уже успевает обзавестись собственными взглядами и убеждениями, отличающимися от общепринятых. Также это может стать причиной общения с представителями псевдорелигиозных групп. Профилактика на данном этапе заключается в предоставлении достоверной информации об исламской умме, доступе к базовым исламским знаниям, открытости официального духовенства к общению с молодежью и повышению культурного и образовательного уровня прихожан мечетей.

5. Этап обучения. Как правило, если знакомство с официальными исламскими структурами прошло без неприятностей, неофит продолжает религиозное обучение в исламских образовательных учреждениях. В зависимости от возраста, семейного положения и рода занятий это может быть обучение в медресе (очно или заочно) либо на курсах при мечети или религиозной организации. Такое обучение можно назвать «официальным», поскольку оно проводится специально подготовленными преподавателями по утвержденным программам. В тех случаях, когда по разным причинам доступа к «официальному» обучению неофит получить не может, он начинает искать альтернативные источники информации, чаще через интернет. Здесь существует опасность получения доступа к искаженным или вредным религиозным учениям.

6. Этап начала испытаний, возникновения различных проблем. Длительность данного этапа во многом зависит от реакции окружающих на принятие ислама неофитом. Иногда этот процесс носит негативный характер. Причем дело иногда доходит до отвержения и изгнания из дома. Если семья неофита – этнические мусульмане, то сначала его приход в ислам приветствуется, но, когда религиозное поклонение начинает (по мнению родственников) превышать общепринятые нормы, или он активно пропагандирует свои взгляды, начинают возникать проблемы. В случаях с родственниками-атеистами негативная реакция может быть еще более отсроченной и зависеть от их жизненных установок. Отдельно надо отметить, что во всех вышеперечисленных вариантах самые тяжелые испытания выпадают на долю женщин. Это связано с предписанной для них обязанностью закрывать свое тело и носить хиджаб. Так или иначе, женщинам-мусульманкам приходится с большим трудом отстаивать свои права и убеждения. Неприятие родственниками смены религиозных взглядов – лишь одно из большой череды испытаний неофита.

Этот этап заставляет неофита во многом пересмотреть свои взгляды и поведение, в результате чего они выбирают один из следующих трех путей:

– «отход» от ислама. Столкнувшись с серьезными трудностями, проблемами и гонениями, неофиты отступают или полностью подчиняются требованиям окружающих, прекращают практиковать ислам или скрывают свои убеждения. Замечено, что молодежь в таких случаях начинает проявлять склонность к неформальным течениям (те же байкеры). Очевидно, что такое поведение является своего рода «замещением» и проявлением присущего им нонконформизма. В некоторых случаях через многие годы возможен «повторный» приход в ислам, но уже в другом, более устойчивом социальном статусе и при гораздо более комфортных условиях (например, брак с мусульманином, свободный график работы или выход на пенсию);

– крайняя радикализация. Во многом выбор такого пути является ответной реакцией на враждебные, агрессивные действия противников принятия ислама. Но часто здесь большую роль играет как специфический профиль личности (со склонностью к протестным реакциям и асоциальному поведению), так и некий «питательный субстрат» в виде наличия радикальных сект и экстремистских организаций. Причем если на других этапах своего развития неофит находился в пассивной позиции относительно воздействия сектантов и радикалов, то теперь он может занимать активную позицию поиска тех, то мог бы его поддержать в этой «войне против несправедливого общества». Чаще всего такой путь принимает драматический, а порой и трагический исход.

– достижение «динамического равновесия» или консенсуса между духовным и светским функционированием. В благоприятных условиях при достаточном уровне образования (как светского, так и религиозного), зрелом и устойчивом типе личности неофит достигает равновесия между религиозными практиками и мирскими обязанностями. В таких случаях удается достичь «золотой середины» социального функционирования, когда, с одной стороны, верующий может выполнять свои религиозные обязанности на удовлетворяющем его уровне, а с другой стороны, не возникает конфликта с окружающим его социумом.

7. Этап «окостенения мировоззрения». На этом этапе происходит утверждение на какой-либо устойчивой точке зрения на исламскую религию и выработка окончательной стратегии социального функционирования неофита. Обычно к этому времени неофит достигает устойчивого социального статуса как в светском (семья, работа), так и в религиозном плане. То есть на данном этапе неофит занимает свою постоянную социальную нишу и завершает формирование своего мировоззрения с позиций верующего человека, функционирующего в современном обществе.

Похожие статьи

Новости КЦМСК