О пользе знаний и о вреде невежества

В Коране говорится о диаметральной противоположности знаний и невежества (смысл):

«Неужели сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?» («Аз-Зумар”, аят 9).

Мозг человека, как и любой другой орган, нуждается в постоянных тренировках, в противном случае наши умственные способности будут ослабевать. Несколько лет назад ученые установили, что у более эрудированных людей, которые много читают и многим интересуются, в организме запускаются процессы, замедляющие отмирание тканей внутренних органов и естественное старение.

Невежда с точки зрения общественной жизни – это обычно очень недалекий, но при этом самодовольный и категоричный человек. Он руководствуется не разумом и знаниями, а предрассудками и предвзятыми суждениями, которые часто далеки от истины.

Кто-то может сказать сейчас – подумаешь, вера в приметы, ведь это безобидные слабости. Допустим, но ведь такой невежественный обыватель часто подвержен национальным или расовым предрассудкам, что уже опасно для общества. Хитрые и нечестные политики с легкостью могут манипулировать таким человеком, внушая ему идеи о превосходстве какого-то одного народа над другим, блондинов над брюнетами, как абсурдно бы это не звучало.

Мы до сих пор удивляемся, как это нацисты сумели прийти к власти в Германии, почему в США еще до 60-х годов нашего века в некоторых штатах сохранялись расовые законы (когда люди с темным цветом кожи не могли ехать в одном автобусе с с более светлым собратьями, учиться с ними в одной школе)? Причина этого также в невежестве.

Ограниченным людям с детства внушали, что “белые” люди почему-то во всем превосходят “черных”, которые, напротив, нечистоплотны, глупы, порочны, поэтому с ними нельзя общаться, работать вместе, сидеть за одним столом. Или же идея о том, что есть некая «арийская раса», которая должна господствовать в мире, а остальные народы должны служить и подчиняться ей.

Некоторые невежественные мусульмане также, к сожалению, могут быть подвержены национальным предрассудкам о том, что такие-то народы хитрые, такие-то ленивые, такие-то – распутники, и поэтому смотреть на них свысока. Об этой опасности Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) однажды сказал, как о признаках доисламского невежества:

«Поистине, в моей умме есть черты, оставшиеся с джахилии, которые не прекратятся: хвастовство своим происхождением и статусом, унижение людей из-за их родства и положения…»

Сподвижник Абу Зарр однажды упрекнул Биляля в том, что он – “сын черной женщины”. Услышав об этом, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сильно разгневался на Абу Зарра, сказав ему, что он так и не избавился от признаков невежества.

В Коране говорится, что Всевышний сотворил людей «народами и племенами», чтобы они «познавали друг друга», то есть, наоборот, больше общались друг с другом, перенимая друг у друга положительные черты характера, нужные в жизни умения и полезные знания. Когда ты ближе узнаешь человека с другим цветом кожи, говорящего на другом языке, ты начинаешь понимать, что это такой же человек, как и ты сам, такое же создание Всевышнего, поэтому глупо считать, что он чем-то ниже и хуже тебя.

И конечно, самый большой вред, который может причинить человеку невежество – это невежество в религии. Когда люди, исповедующие какую-то религию, начинают считать, что они имеют право унижать людей другой веры, притеснять их, отбирать их имущество, а то и вообще, лишать их жизни.

Мрачные времена в истории Европы – крестовые походы, эпоха инквизиции, колониальные войны, связанные с порабощением и унижением более отсталых народов – были связаны именно с религиозным невежеством. Когда люди, превратно толкуя и искажая свое священное Писание, считали себя вправе жестоко обращаться с инакомыслящими, людьми иной религии и национальности.

В наше время по такому пути идут религиозные фанатики и экстремисты, чьи действия бросают тень на всю исламскую религию. Эта проблема коренится также в невежестве мусульман относительно своей религии, когда им можно внушить превратные и искаженные сведения о ней.

Недаром, народная мудрость говорит, что “знание – это свет, а неученье – это тьма”. Чем больше человек знает об истории своего народа и других народов, об устройстве окружающего мира, о своей религии и религиях других народов, тем он сильнее – и тем менее он подвержен вредным влияниям и манипуляциям.

Образованному и знающему человеку, с широким взглядом на мир гораздо сложнее продать подделку под видом необыкновенно полезного продукта или целебного средства от всех болезней. Такой человек будет стремиться установить хорошие отношения с людьми других народов – ведь жить в мире и дружбе выгоднее и приятнее, чем враждовать. Знающий свою религию человек будет стараться воплощать эти знания на практике, а значит, быть добрее к окружающим, помогать нуждающимся и делать наш мир лучше.

Похожие статьи

Новости КЦМСК

В Махачкале прошел форум межконфессионального клуба “Дружный Кавказ”

В Махачкале на базе Гуманитарно-педагогического колледжа состоялся молодёжный форум межконфессионального клуба «Дружный Кавказ». Мероприятие было организовано при содействии Координационным центром мусульман Северного Кавказа и...

II Международный форум «Богословское наследие мусульман России»

В Болгарской исламской академии при поддержке руководства Республики Татарстан и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования прошел II Международный форум «Богословское наследие мусульман России». Целью...

В Нальчике прошел форум “Дружный Кавказ”

В Нальчике под эгидой Духовного управления мусульман КБР совместно с Координационным центром мусульман Северного Кавказа и при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и...

О ситуации в Нагорно-Карабахском регионе

Координационный центр мусульман Северного Кавказа выражает глубокую озабоченность происходящим конфликтом в Нагорно-Карабахском регионе. Религиозные лидеры Кавказа, представляющие христианство, ислам и иудаизм, на протяжении многих веков...

Этапы становления личности исламского неофита

Неофит (с др.-греч. «недавно насажденный») — новый приверженец (новообращенный) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле. Среди «новичков» в исламе и бывшие буддисты, и...