Закир Шарыпов: «21 век пройдет под эгидой Ислама»

Заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов ответил на актуальные вопросы, волнующие множество людей сегодня. Как духовному лицу воспользоваться современными техническими достижениями для популяризации Ислама? И почему эта религия завоёвывает всё больше сердец во всём мире? Об этом и многом другом – в нашем материале.

— Чем объясняется растущая популярность Ислама?

— На мой взгляд, не только Ислам, но и всё, что пришло из Арабских стран, Индии, Китая и в целом Востока, становится все более популярным среди людей. Начиная с китайских чаёв и заканчивая арабскими благовониями и турецкими сериалами. Возрастающей популярности мы обязаны расширению средств массовой информации: они подарили всем возможность узнать больше о восточной культуре. До пандемии люди имели возможность выезжать в арабские страны, среди туристических направлений были популярны ОАЭ, Турция, Египет, Тунис – путешествуя по ним, можно узнать много нового о культуре и традициях каждой страны, влюбиться в них, захотеть узнать больше.

Кроме того, Ислам предоставляет достаточно ясную систему мировоззрения и чёткий, понятный образ бытия, а с точки зрения психологии человек нуждается в структурировании своей жизни. Тот же фитнес и ЗОЖ завоевали большую популярность благодаря тому, что никто не хочет жить в хаосе, болезнях и неудобствах. В Исламе все максимально ясно, начиная с культуры туалета и заканчивая серьезными богословскими темами. И поэтому некоторые люди, желая структурировать свою жизнь, внести в нее ясность и системность, обращаются в Ислам.

— Какова современная мусульманская молодежь? Отличается ли она от предыдущих поколений?

— Современная мусульманская молодёжь достаточно неоднородная. Во-первых, время той духовной эйфории конца 90-х – начала 00-х прошло. Тогда слушали всех подряд, читали всех подряд, всех любили и всех считали братьями-мусульманами. Сейчас молодежь стала разборчивой, каждый имеет определенные внутри-религиозные предпочтения. Кто-то слушает и следует за одним мусульманским ученым, а кто-то – абсолютно за другим. Можно сказать, что она стала избалованная и разборчивая в вопросах богословия.  Кроме того, появилась определенная прослойка мусульманской молодежи, которую абсолютно не волнуют богословские разногласия, они не разбираются в течениях, мнениях и правовых школах, им просто некогда – они много учатся и много работают, но при этом делают пятикратный намаз, постятся в Рамадан и соблюдают определенный религиозный минимум. Ну и, к сожалению, во все времена и современность – не исключение, определенная часть молодежи впадает в те или иные крайности — в силу воспитания, психологических причин, национального происхождения. Порой молодые ребята служат инструментом манипуляции в руках радикалов.

Как вы относитесь к мусульманским ТикТокам?

— Неоднозначно. С одной стороны, человек просматривающий Тик-Ток и Reels в Instagram, приобретает зависимость, он «подсаживается» на видео, как люди подсаживаются на вредные привычки. Кроме того, формируется 15-30 – секундное клиповое мышление, и как следствие — неспособность воспринимать серьезную и длительную информацию. Люди отдают предпочтение Тик-Току, а не чтению книг. А с другой стороны, грамотный богослов, имам, зная язык современной молодежи и понимая насущные проблемы, может выйти в Тик-Ток или Instagram, и найти там много слушателей и донести до них слово Божье. Если молодежь и люди там, то нужно тоже идти туда в целях просвещения общества.

— Каковы перспективы развития Ислама в мире и в России?

— В целом, 21 век пройдет под эгидой Ислама – это подтверждают все аналитики, политики, исследователи, ученые: все они говорят об этом. Многие серьезные мировые события проходят именно на Ближнем Востоке — там, где огромный процент проживающих составляют мусульмане. Влияет на это и огромная миграция из Средней Азии в Россию, а также Ближнего Востока в Европу. Такая миграция непременно окажет свое влияние, и мы увидим это в ближайшие десятилетия.

Нельзя забывать, что Ислам – это не только молитвы, это еще и создание определенной инфраструктуры. Там, где появляется мусульманская община, возникает вопрос открытия мечети или молельной комнаты, появляется потребность в магазине с халяльными продуктами, потребность в кафе, где можно будет поесть халяльные блюда. Также нужен будет детский сад и школа с мусульманским воспитанием, салоны красоты и фитнес-залы для женщин. Появление мусульманской общины в том или ином немусульманском регионе не означает, что мусульмане просто появились и всё – будут тихо молиться, нет, они будут постепенно создавать подобную инфраструктуру, стремясь улучшить свою жизнь. Рост миграции мусульман автоматически даст рост распространения исламского влияния там, где Ислама раньше не было.

Что бы вы пожелали мусульманам России?

— Прежде всего, хотелось бы пожелать им получать хорошее образование, так как среднестатистический портрет мусульманина сегодня – это торговец на базаре, коммерсант, строитель или человек, который берется за любую черновую работу. При этом, у нас крайне мало высококвалифицированных кадров, учёных, мало специалистов в узких областях. Желаю мусульманам России стремиться получать качественное образование — это много значит сегодня.

Кроме того, хочу пожелать не впадать в крайности, не слушать сладкоречивых проповедников, слова которых заведут тебя непонятно куда. Желаю держаться серединного пути Ислама и не доверять свою душу мошенникам от религии.

Похожие статьи

Новости КЦМСК