Заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов ответил на актуальные вопросы, волнующие множество людей сегодня. Как духовному лицу воспользоваться современными техническими достижениями для популяризации Ислама? И почему эта религия завоёвывает всё больше сердец во всём мире? Об этом и многом другом – в нашем материале.
— Чем объясняется растущая популярность Ислама?
— На мой взгляд, не только Ислам, но и всё, что пришло из Арабских стран, Индии, Китая и в целом Востока, становится все более популярным среди людей. Начиная с китайских чаёв и заканчивая арабскими благовониями и турецкими сериалами. Возрастающей популярности мы обязаны расширению средств массовой информации: они подарили всем возможность узнать больше о восточной культуре. До пандемии люди имели возможность выезжать в арабские страны, среди туристических направлений были популярны ОАЭ, Турция, Египет, Тунис – путешествуя по ним, можно узнать много нового о культуре и традициях каждой страны, влюбиться в них, захотеть узнать больше.
Кроме того, Ислам предоставляет достаточно ясную систему мировоззрения и чёткий, понятный образ бытия, а с точки зрения психологии человек нуждается в структурировании своей жизни. Тот же фитнес и ЗОЖ завоевали большую популярность благодаря тому, что никто не хочет жить в хаосе, болезнях и неудобствах. В Исламе все максимально ясно, начиная с культуры туалета и заканчивая серьезными богословскими темами. И поэтому некоторые люди, желая структурировать свою жизнь, внести в нее ясность и системность, обращаются в Ислам.
— Какова современная мусульманская молодежь? Отличается ли она от предыдущих поколений?
— Современная мусульманская молодёжь достаточно неоднородная. Во-первых, время той духовной эйфории конца 90-х – начала 00-х прошло. Тогда слушали всех подряд, читали всех подряд, всех любили и всех считали братьями-мусульманами. Сейчас молодежь стала разборчивой, каждый имеет определенные внутри-религиозные предпочтения. Кто-то слушает и следует за одним мусульманским ученым, а кто-то – абсолютно за другим. Можно сказать, что она стала избалованная и разборчивая в вопросах богословия. Кроме того, появилась определенная прослойка мусульманской молодежи, которую абсолютно не волнуют богословские разногласия, они не разбираются в течениях, мнениях и правовых школах, им просто некогда – они много учатся и много работают, но при этом делают пятикратный намаз, постятся в Рамадан и соблюдают определенный религиозный минимум. Ну и, к сожалению, во все времена и современность – не исключение, определенная часть молодежи впадает в те или иные крайности — в силу воспитания, психологических причин, национального происхождения. Порой молодые ребята служат инструментом манипуляции в руках радикалов.
— Как вы относитесь к мусульманским ТикТокам?
— Неоднозначно. С одной стороны, человек просматривающий Тик-Ток и Reels в Instagram, приобретает зависимость, он «подсаживается» на видео, как люди подсаживаются на вредные привычки. Кроме того, формируется 15-30 – секундное клиповое мышление, и как следствие — неспособность воспринимать серьезную и длительную информацию. Люди отдают предпочтение Тик-Току, а не чтению книг. А с другой стороны, грамотный богослов, имам, зная язык современной молодежи и понимая насущные проблемы, может выйти в Тик-Ток или Instagram, и найти там много слушателей и донести до них слово Божье. Если молодежь и люди там, то нужно тоже идти туда в целях просвещения общества.
— Каковы перспективы развития Ислама в мире и в России?
— В целом, 21 век пройдет под эгидой Ислама – это подтверждают все аналитики, политики, исследователи, ученые: все они говорят об этом. Многие серьезные мировые события проходят именно на Ближнем Востоке — там, где огромный процент проживающих составляют мусульмане. Влияет на это и огромная миграция из Средней Азии в Россию, а также Ближнего Востока в Европу. Такая миграция непременно окажет свое влияние, и мы увидим это в ближайшие десятилетия.
Нельзя забывать, что Ислам – это не только молитвы, это еще и создание определенной инфраструктуры. Там, где появляется мусульманская община, возникает вопрос открытия мечети или молельной комнаты, появляется потребность в магазине с халяльными продуктами, потребность в кафе, где можно будет поесть халяльные блюда. Также нужен будет детский сад и школа с мусульманским воспитанием, салоны красоты и фитнес-залы для женщин. Появление мусульманской общины в том или ином немусульманском регионе не означает, что мусульмане просто появились и всё – будут тихо молиться, нет, они будут постепенно создавать подобную инфраструктуру, стремясь улучшить свою жизнь. Рост миграции мусульман автоматически даст рост распространения исламского влияния там, где Ислама раньше не было.
— Что бы вы пожелали мусульманам России?
— Прежде всего, хотелось бы пожелать им получать хорошее образование, так как среднестатистический портрет мусульманина сегодня – это торговец на базаре, коммерсант, строитель или человек, который берется за любую черновую работу. При этом, у нас крайне мало высококвалифицированных кадров, учёных, мало специалистов в узких областях. Желаю мусульманам России стремиться получать качественное образование — это много значит сегодня.
Кроме того, хочу пожелать не впадать в крайности, не слушать сладкоречивых проповедников, слова которых заведут тебя непонятно куда. Желаю держаться серединного пути Ислама и не доверять свою душу мошенникам от религии.