Концепция патриотизма в исламе — работа созданная совместными силами Координационного центра мусульман Северного Кавказа, ДУМ КБР и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЗМА В ИСЛАМЕ
Ислам – религия мира, истины и справедливости, а Коран – послание милостивого Аллаха к Своим созданиям и руководство для всех людей.
Именно в Коране Аллах ниспослал нам наставление и руководство для людей богобоязненных, путь, который приведет человека к Истине, благому нраву и убережет его от нечестия и порочности.
Ислам – религия любви. Первые аяты Корана, восхваляя Аллаха, говорят о Создателе исключительно как о Господе и Владыке, питающем и развивающем свои создания. Аллах – Творец всего сущего и справедливый судья. Из Его любви к Своим верным созданиям и последователям добра рождаются законы и правосудие.
Исламская религия органично связана с многовековой историей и духовной культурой народов нашей страны. На протяжении многих веков она играла определяющую роль в формировании уклада жизни, мировоззрения и духовных ценностей российского общества. Историю Российского государства невозможно представить без истории её мусульманских народов, для которых Россия является единственной Родиной.
Патриотизм отражает отношение человека (гражданина) к своей стране, к своей родине. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот – тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
Родиной мы называем семью и очаг, землю, воздух, которым дышим; воду, которую пьем; богатую и обширную территорию; село и народ, где живут друзья и сверстники, с которыми мы росли; страну, где живут наши почтенные родители, супруги и дети. Общину, у которой один язык, одна история и культура, мы называем нацией. Человеку не дано право выбора родной земли, национальности, Сам Всевышний предопределяет место нашего рождения, рождение наших родителей и предков. И мы безоговорочно должны принимать и любить выбор нашего Создателя, ведь во всём есть мудрость нашего Господа. Об этом в священном Коране говорится:
«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины – Адама и Хаввы – и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы познавали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный среди вас на этом и на том свете – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется» (Сура «Комнаты» 13 аят).
Любить ту землю, в которой родился и вырос, с которой связаны все воспоминания, к которой привык и прикипел душой, является естественным свойством человеческой натуры. Ислам не игнорирует присущую каждому человеку от рождения любовь к стране, где он живет. Об этом свидетельствует изречение Пророка (صلى الله عليه وسلم (вскоре после переселения в лучезарную Медину: «Клянусь Аллахом, ты – любимейшая земля у Аллаха и любимейшая земля для меня, и если бы твои люди не выгнали меня, то не стал бы я жить на другой земле». (Ахмад, ат-Тирмизи и др.).
Родина – это земля, где покоится прах предков, что возлагает особый долг на потомков. Для того чтобы любить свою Родину, человек должен хорошо знать родной язык, историю и культуру. Человек, который не ценит свой язык, национальную культуру, постепенно начинает отдаляться от своих корней. Язык – отражение внутреннего, духовного мира человека.
Мышление каждого народа отражается в его языке. Сохранение языковой среды – один из путей сохранения нации. Ислам не запрещает какой-либо нации сохранять свой язык, проявлять уважение к нему. Важно понять: если язык формирует человеческую мысль, то история формирует сознание и память. Материальное и духовное наследие великих побед и горестных поражений, поэмы о подвигах наших предков навсегда останутся в нашей памяти.
Что означает любить Родину? Это значит, что, прежде всего, следует, как зеницу ока беречь, защищать и приумножать достояние Родины, принадлежащее народу, не транжирить его, относится к нему с радением, внимательно заботиться о доле и участи каждого человека. Это требует высокого патриотизма, глубокого знания, мира и созидательного труда во имя будущего страны. Примером нам может послужить в этом халиф ‘Умар ибн Абдуль-Азиз ( هللانهي هللا رضي .(Как-то к нему пришел его друг Абдуррахман, и халиф заменил свечу, стоящую перед ним. Когда гость спросил его об этом, он ответил: «Когда ты пришел, я занимался делами государства, теперь, когда требуется заняться собственными делами – я зажег собственную свечу». Этот случай демонстрирует высокое чувство ответственности халифа ‘Умара ( هللانه هللا رض (за имущество государства.
Каждый из сподвижников Пророка (صلى الله عليه وسلم (проявлял, таким образом, свою честность. И это по той причине, что они хорошо знали: за каждое совершенное деяние в этом мире, придется держать ответ в Судный день.
Страна только тогда придет к процветанию, когда станет больше мужей, которых отличает высокая ответственность за государственное имущество, для которых интересы государства и народа стоят выше личных, а честь дороже денег. Необходимо укреплять единство всего народа, служить примером своими поступками. Вот в чем смысл любви и преданности Родине.
Под заботой о деяниях родной страны подразумевается и постоянное сопереживание за общество, за чистоту нашей природной и жизненной среды. Свидетельством тому служат традиционные пожелания благополучия земле и людям в напутствиях наших предков. Посланник (صلى الله عليه وسلم (в одном из своих хадисов сказал: «Остерегайтесь двух вещей, которые проклял Всевышний: загрязнять дороги, по которым ходят люди, и благодатные места» (Абу Дауд 26, ибн Маджах 328).
Верующий человек должен работать на благо общества и своей страны, несмотря на занимаемую должность и профессию. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок Юсуфа (هللاالسالم نلي ,(который попросил неверного царя Египта назначить его управляющим экономикой ради служения народу Египта, сказав ему: «Поставь меня над сокровищницами земли!» (сура 12 «И усуф», 55 аят).
Он стал фактически премьер-министром и спас страну от голода. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: «Это – те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!» (Сура 6 «Скот», 90 аят).
На это же указывает и история Асхама ибн Абджара, известного как негус (правитель Эфиопии), который принял Ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы Ислама, и тем не менее, Посланник (صلى الله عليه وسلم) помолился за него. Таким образом, любовь к родине не только приемлема, но и необходима с точки зрения установлений ислама. Реалии сегодняшнего дня таковы, что люди теряют связь с родной землей, забывают своих предков, а значит, не видят необходимости защищать эту землю, сохранять традиции и обычаи своих предков, родной язык. Некоторые исламские проповедники активно пропагандируют, что любовь может быть только к исламской родине, ошибочно, перенося аналогии из прошлого на современный мир, продолжая воспринимать немусульманские страны как «дар уль-харб» (территория войны) или как «дар уль-куфр» (территория неверия). Они призывают мусульман переселяться в исламские страны, оставив свой дом, семью и родную землю.
Российские (и европейские) мусульмане считают свою земную Родину «дар-ус-салям» (территорией мира), «дар-уль-ахд» (территорией договора) и «дар уш-шахада» (территория, на которой можно свободно исповедовать свою религию). Мусульмане России несут ответственность за религию Всевышнего Аллаха на своей родине, для этого они там и появились на свет. Бросив свой народ, свою землю, своих близких нельзя найти спасение только для самого себя. Пророк (صلى الله عليه وسلم ) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем за домом своего мужа и его детьми» (аль-Бухари, 583; Мусулим, 1829).
Любовь к Родине проявляется в соблюдении взаимных прав и обязанностей между человеком и обществом, обществом и государством. Все эти взаимоотношения четко прописаны в разделе «Мугъамалят» (гражданское право) в исламской юриспруденции, задолго до провозглашения мировым сообществом о правах человека. В шариате изначально существовало разделение на правовое положение мусульман в мусульманском государстве, где мусульмане сами принимают законы, исходя из своей веры, и в немусульманском государстве, где мусульмане обязаны подчиняться законам немусульманского государства, но должны иметь права свободно исповедовать и проповедовать свою религию.
В современном мире равенство всех на основе единого гражданства, обусловлено стремлением обеспечить гуманитарные, политические, экономические, социальные, образовательные и культурные права каждому гражданину. Если взглянуть на это сквозь призму исламского шариата, то мы придем к выводу, что эта задача не только приемлема, но и принципиально необходима. Ведь ислам – это религия справедливости, равенства и взаимных прав; как известно, она признает за каждым гражданином, будь то мусульманин или немусульманин, право жить в своей стране, управлять ею, пользоваться ее защитой, получать справедливую долю из ее богатств.
Гражданское общество, построенное с помощью Мединской Конституции, во времена пророка Мухаммада (صلى الله عليه وسلم (предполагает, наряду с общностью в религии, общность в гражданстве. В нем упоминаются и укореняются два вида общности, имеющих значимость и ценность:
- Религиозная общность. Здесь, в частности, говорится: «Иудеи – нация, и мусульмане – нация», то есть общность, объединенная верой, религией, обрядами и ценностями;
- Общность родины. В договоре сказано: «Иудеи из племени бани Ауф – нация наряду с правоверными, у иудеев их вера, и у мусульман их вера». Затем здесь упоминаются другие иудейские племена: бани Наджар и др. В договоре подтверждалось, что мусульмане и иудеи составляют одну нацию. Но, следовательно, нужно найти то общее, что их связывает воедино, и в современном понимании эта связь – общность гражданства.
Это означает, что немусульмане в странах Ислама обладают полными правами гражданства, считаясь партнерами. Вследствие этого на них лежат обязанности и ответственность граждан, а также они обладают правами, идентичными правам мусульманина. В Мединском договоре об этих правах и обязанностях говорится применительно к вопросу об обороне города. Современное гражданское общество строится на таких же принципах равноправия среди граждан вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности.
Ислам – религия, призывающая сохранять мирную жизнь и порядок. Это дает возможность каждому человеку полноценно выполнять долг мусульманина перед Аллахом и людьми. Образцовый мусульманин уважает законы своей страны, желает, чтобы в ней присутствовало общественно политическое постоянство и мир, прилагает усилия для ее экономического процветания. Он молится за тех сограждан, на чьи плечи возложена ответственность за будущее государства. Это одно из необходимых условий для сохранения принципов общежития, во избежание насилия и беспорядков.
Пророк (صلى الله عليه وسلم (в своих наставлениях говорит: «Слушайте вашего правителя и повинуйтесь ему, даже если утвердят над вами эфиопского раба, чья голова подобна изюмине». Ибо в Коране сказано: «Смута – больший грех, нежели убийство человека» (сура «Бакара», 191 аят).
Пресекать смуту и раздор в обществе – тоже обязанность мусульманина. Коран и Сунна нам всегда предписывают это. Отказ от нечестия, от радикальных, неразумных действий ради спокойствия и благополучия общества – это проявление высшего принципа Веры. Под нечестием здесь можно понимать расстройство и в области безопасности, и в политике, и в экономике, и в социальной сфере, и в отношении к окружающей среде. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Не производите расстройства на земле после устроения ее» («Преграды»: 56 аят). А вот что Он сказал о распространителе нечестия: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы и потомство, – а Аллах не любит нечестия!» («Корова»: 205 аят). Кроме того, запретное нечестие бывает и на земле, и в море, и в воздухе, но ответственность за него несет человек, ибо сказано Всевышним: «Появилось нечестие на суше и море за то, что приобрели руки людей» («Румы»: 41 аят).
В религии нет места насилию и междоусобной войне. Разжигание вражды противоречит канонам Ислама. Ислам – религия дружбы, единства и познания. Поэтому мусульмане нашей страны должны объединиться против тех, кто использует Священный Коран и Сунну в политических целях под разными предлогами старается разделить и противопоставить народы друг другу.
Сохранение мира и благополучия в стране, защита ее интересов – долг каждого из нас. Польза любви к Родине в такой ситуации очевидна, она даруют счастье, успех и уверенность в завтрашнем дне всему обществу, что проявляется в стабильности, спокойствии, благополучии, а также развитии цивилизации и процветания государства. Духовно богатый человек воспринимает эту любовь как милость Аллаха, и благодарит Его, а те, у кого темная душа, опустошенное сердце, не в силах понять суть любви к родине. Исходя из вышеизложенных принципов, предлагаем принять за основу
«Концепции патриотизма в Исламе», следующее:
- Ислам требует, чтобы мусульманин обладал истинной верой, побуждающей к доброму и милосердному обращению со всеми согражданами.
- Мусульманин является законопослушным гражданином своего государства, соблюдает права и обязанности возложенные на него. Любовь к порядку и уважение к закону должны быть присущи каждому человеку.
- Мусульманин защищает свою веру, свою землю, свою страну и всех, кто заслуживает защиты, в том числе животных и окружающую среду.
- Верующий любит родной край и родную землю. Он привязан к ней и осознает свою ответственность за ее благополучие. Он ценит историю и культуру родного края, знает и любит родной язык.
- На каждом мусульманине лежит ответственность в воспитании подрастающего поколения в лоне исламской религии. Поколение благочестивых и праведных граждан, придерживающихся правильных религиозных исламских убеждений достойная опора в будущем государству.
- Развитие и укрепление таких важных основ здорового общества, как любовь к родителям и укрепление родственных уз, забота о семейных ценностях и любви к окружающим является приоритетным направлением для каждого верующего.
- Мусульманин уважительно относится к различиям между народами и конфессиями, всегда открыт к диалогу. Старается развить взаимопонимание и взаимопомощь между представителями разных культур и способствует сплочению нашего многонационального государства.
- Правильное понимание любви к Родине и осознание личностью и обществом данного принципа, являющегося важнейшим принципом противодействия экстремизму и радикализму. Предупреждение людей о том, какие плачевные последствия приносит радикализм (потеря родных, близких, дома, родины).
- Каждый мусульманин делает все возможное, чтобы достойно служить своей стране, повышать ее авторитет, вносить позитивный вклад во все, что служит ее интересам и способствует ее прогрессу.
- Ислам призывает активно участвовать в обеспечении безопасности и стабильности страны, способствовать устранению порочных явлений и угроз; тем самым мусульманин вносит эффективный положительный вклад, принося пользу и самому себе, и своей стране.
- Верующий мусульманин должен стремиться играть активную роль в прогрессе, в развитии науки, стремиться к внедрению изобретений и инноваций, способствующих благу и авторитету своей Родины, руководствуясь примером господина нашего Юсуфа (هللاالسيالم نليي ,(который спас народ Египта.
- Бережное отношение к природе, охрана окружающей среды и сохранение ресурсов для следующих поколений необходимо для будущего нашей страны и всего мира.